Воспитание ребёнка 3-4 года — психология, советы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Воспитание ребёнка 3-4 года — психология, советы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.

Значение родительского запрета

Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.

К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.

Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.

Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.

На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.

Почему дети не слушаются или кризис 3 лет

Чтобы правильно воспитывать малыша, следует разобраться, что стоит за его плохим поведением. Сразу следует оговориться, что отличий между плохим поведением детей разных полов не существует, как правило, причины непослушания всегда одни и те же.

В психологии есть такое понятие, как «фрустрация», характеризующее такое психическое состояние, при котором все желания человека (в данном случае, ребенка) не могут быть удовлетворены в полном объеме.

Понимая, что не все ему позволено, не все он может подчинить своим желаниям, чему-то он должен подчиниться, ребенок взрослеет.

Каждый чуткий родитель, имеющий склонность к рефлексии и наблюдательности, хорошо понимает своего ребенка и чувствует, когда он капризничает с целью чего-либо добиться для удовлетворения своих желаний или причина непослушания кроется в чем-то другом, например, недомогание, проблемы в детском саду, о которых малыш боится рассказать дома и прочее.

Нормальные истерики: как с ними справляться?

В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.

Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.

Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка. Что это такое?

Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?

Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.

Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: “Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…” А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.

Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения, вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: “Мама устала, мама хочет полежать”. Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.

Читайте также:  Как выбрать метод оценки персонала в организации

Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово “я” уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как “переводчик с детского”.

Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к года1-2возрасту , и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Как правильно вести себя с детьми: психология отношений

Как пережить кризис трёх лет с минимальными нервными потрясениями и при этом не навредить ребёнку — первый вопрос, возникающий у обеспокоенных родителей. Важно изначально настроить себя на позитивное отношение к переменам. Некогда примерные сын или дочь ужасно себя ведут не потому, что плохо воспитаны или тем более генетически предрасположены к девиантному поведению. Вовсе нет. Кризис — такой же естественный процесс, как рост или развитие речи. Осознание неизбежности важного этапа, понимание внутренних механизмов бунта поможет справиться с самыми тяжёлыми капризами трёхлетки.

Виктория Корпачёва: «Кризис трёх лет — это нормальный возрастной этап развития человека. Но родители могут повлиять на интенсивность и длительность периода «непослушания». Первый шаг — понимание, что ребёнок нуждается в самостоятельности. Он впервые очерчивает свои личные границы, при этом одновременно давит на родительские. Ему важно понять, как общаться с социумом, и это происходит через изучение «пределов» в общении с родными людьми».

Предупреждён — значит вооружён

Сильно впечатлительных родителей психологи успокаивают: есть дети, которые спокойно и бессимптомно переживают переходные возрастные периоды.

Виктория Корпачёва объясняет: «Это связано в первую очередь с типом темперамента (принцип работы нервной системы): у малышей меланхоликов и флегматиков кризисы не такие яркие, как у сангвиников и холериков. Есть связь и с особенностями семейного воспитания. Так, в семьях, где с раннего возраста ребёнку дают возможность быть самостоятельным, проявлять инициативу и познавательную активность без постоянных и безосновательных запретов, где нет гиперопеки, там дети достаточно рано чувствуют себя автономными от родителей. Поэтому у них не возникает потребности бунтовать и бороться за своё отделение и свою самостоятельность».

В то же время нельзя игнорировать обратную сторону внешней «незаметности» кризиса. В раннем переходном возрасте главное — не как он проходит, а к чему приводит. У ребёнка в период от 2,5 до 4 лет появляются такие качества, как самостоятельность, воля, гордость за свои достижения. Это первые признаки адекватного развития личности. Если перемен не наблюдается, имеет смысл создать условия для пробуждения собственного эго малыша.

Ирина Куприянова: «Спокойный и бессимптомный переход в 3–4 года — повод «напрячься». Потому что это будет второстепенным показателем нарушений развития психики в соответствии с возрастной нормой. Ведь все симптомы являются нормальными и даже полезными для формирования личности. Столкнувшись с ними, нужно понимать, что внешние негативные проявления — это обратная сторона позитивных изменений личности, стержневой смысл любого критического возраста».

Да, к слову о еде! Все трехлетки — те еще гурманы! К этому времени они определяются с тем, что они любят и в особенности с тем, что не любят. Самое время расспросить их о кулинарных предпочтениях.

  • Что ты больше всего любишь есть на завтрак? А на обед? А на ужин?
  • Какой твой любимый перекус? Какие вкусняшки любишь?
  • Ты больше любишь соленое или сладкое?
  • Что бы ты хотел попробовать приготовить вместе со мной?
  • Что из еды тебе больше всего не нравится?
Читайте также:  Основные льготы инвалидам детства в 2023 году

Чтобы ребенок знал, что он полноценный член семьи, нужно наделять его обязанностями (разумеется, посильными), а также интересоваться его мнением на самые разные темы. Скажем, можно обсуждать с ним ваши ближайшие семейные планы.

  • Чем тебе хочется заняться на выходных?
  • Куда ты больше всего любишь ходить?
  • К кому ты хочешь сходить в гости?
  • Что ты наденешь, когда мы пойдем на прогулку?
  • Что мы возьмем с собой?

Как справиться с непослушным ребенком 3 лет?

Важно! Самое первое и главное, что нужно вам понять – это то, что, когда ваш малыш не слушается, он не делает это специально, чтобы разозлить вас.

Это его первая, так называемая, проба пера – что он может, а что нет, что обусловлено его возрастом – 3 года.

Поэтому, прежде всего, запаситесь терпением.

  • В 3 года у детей формируются основные 85% нейронных связей;
  • Оставшиеся 15% были заложены при рождении;
  • От того сколько вы дадите своему ребенку принятия и любви в момент закладки основ его психического здоровья, будет зависеть его дальнейшее отношение к миру.

У каждой истерики есть конкретные причины. Не бывает капризов на пустом месте.

Старайтесь в каждой ситуации понять, почему малыш не слушается и помочь ему справиться с ситуацией, сделать все, чтобы ребенок не чувствовал себя плохим.

  1. Когда ребенок в 3 года не слушается важно знать, что он не способен самостоятельно остановиться;

Вот почему ваши фразы: “Я тебе сказал: успокойся” или “Сколько это может продолжаться, хватит” не работают и не дают никакого эффекта.

На данном этапе развития малыш не слышит, что вы ему говорите, а улавливает только тон сказанного, ваше настроение и тембр голоса.

Поэтому, если вы хотите успокоить своего ребенка, успокойтесь сами. Например, сделайте вдох-выдох, выпейте стакан воды или посчитайте про себя до 10.

Откуда взялся капризуля?

Возрастные особенности этого периода характеризуются противоречивостью. По достижении 3 лет у малыша начинается неизбежный (при этом абсолютно нормальный) кризис развития: он начинает понимать, что он тоже личность, имеющая свои интересы и потребности, с которыми все должны считаться. Поэтому процесс самоутверждения (часто даже в попытках подчинить себе взрослых) – неизбежен.

Возникает парадокс. С одной стороны, ребенку этого возраста важно принять себя как отдельное «я», с которым считаются, которое уважают, вырасти в собственных глазах и глазах окружающих. Поэтому он настаивает на том, что все сделает сам и по-своему, даже если совершено не умеет и у него ничего не выходит. Такое проявление «противоволи» вполне естественно для этого этапа. С другой – такая самостоятельность и борьба за свою «личностную территорию» приводят к неизбежному отделению ребенка от родителей. А малышу этого возраста родительская любовь, их одобрение, поддержка, их гордость чрезвычайно важны как показатели того, что он – правильный, нужный, хороший. Поэтому действия, которые у него пока не получаются, вызывают бурю слез и капризов, ведь при этом он выглядит в глазах любимых взрослых недостойно.

Усугубляется внутренний конфликт малыша тем, что он сейчас чувствует себя собственником мамы («моя мама» – это теперь не просто понимание родственной связи). Поэтому могут случаться приступы ревности ее к папе или другим детям в семье.

Совет

Проявите в этот период всю свою мудрость, чтобы «отделение» маленького «я» прошло при постоянной помощи и поддержке. Чтобы кроха не лишался чувства вашей любви, одобрения. Чтобы в итоге он и самоутвердился как личность, и освоил необходимые навыки, и не утратил такой нужной связи и близости с вами, вашего доверия. Самое действенное средство при этом – как можно чаще поощрять его за хорошие, пусть и незначительные поступки и достижения, а в случае ошибок показывать ему, что плох его поступок, а не он сам. А его вы любите за то, что он есть. Всегда.

Физическое развитие: на год старше

Не случайно в детский сад детей отдают чаще всего с 3 лет. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть отработаны основные навыки самообслуживания, поведения соответственно правилам коллектива, а уровень физического развития открывает большие возможности для отработки все более сложных навыков.

В 3-4 года ребенок уже может:

  • бросать мячик через голову;
  • хватать катящийся мячик;
  • бить по движущемуся мячу ногой;
  • спускаться по ступенькам, переступая обеими ногами по очереди (а не «приставным» шагом с одной ноги);
  • бегать, огибая препятствия;
  • стоять и прыгать на одной ноге;
  • удерживать равновесие на качелях;
  • ездить на трех- или четырехколесном велосипеде;
  • пританцовывать в такт музыке.
Читайте также:  Одинокая старость: проблема и причины одиночества пожилых людей

Малыш значительно приумножил навыки самообслуживания:

  • он ест вилкой и ложкой;
  • во время еды не пачкает одежду;
  • может сам аккуратно ходить в туалет;
  • моет руки с мылом;
  • чистит зубки;
  • умывается;
  • может сам одеться (если вещи без застежек), не путая последовательность;
  • обувает обувь с липучками.

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.

Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.

Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

Развитие мелкой моторики у детей 3 лет

  • Рисование. В 3 года развитие рисования находится на стадии каракуль. Несмотря на то, что рисунки иногда могут получаться бесформенными, ребенок вкладывает в них свой смысл. Трехлетки с хорошо развитой мелкой моторикой уже умеют рисовать простые фигуры (круг, квадрат, линии). Рисунок человека у детей 3 лет получается примитивным, но в нем уже присутствуют голова, тело, ноги и руки.
  • Умение расстегивать молнии и пуговицы. Хотя ребенок 3 лет по-прежнему не может сам застегнуть пуговицу или молнию, расстегивать их он уже научился. Поощряйте стремление малыша к самостоятельности, ведь застегивание и расстегивание различных замочков не только отлично развивает мелкую моторику, но и стимулирует развитие мышления.

Кризис 3 лет: симптомы

В поведении детей дошкольного возраста часто можно увидеть признаки кризиса 3 лет. Если ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в его третий день рождения. Период отрицания и упрямства может начаться за полгода до трехлетия или на полгода позже.

Вы столкнулись с кризисом 3 лет, если ребенок:

  • постоянно проверяет границы дозволенного;

  • устраивает истерики по любому поводу и без;

  • требует купить нужную ему игрушку, рыдая и катаясь по полу в магазине;

  • на прогулке убегает в противоположную от вас сторону;

  • не реагирует на просьбы и слово «нельзя»;

  • негативно воспринимает любые ваши предложения;

  • на все отвечает «нет», «не хочу», «не буду»;

  • пытается все делать самостоятельно и по-своему: сам натягивает куртку, сам садится есть, если что-то не получается — закатывает истерику;

  • не поддается переубеждению.

Кризис 3 лет: когда заканчивается?

Как долго ваш ребенок будет упрямцем — месяц или год — предсказать невозможно. Одни дети «проскакивают» кризисный возраст, даже не заметив, другие задерживаются в нем надолго. Сколько длится кризис 3 лет, будет зависеть и от отношения родителей к происходящему.

На протяжении жизни взрослеющий ребенок еще не раз столкнется с кризисами определенного возраста, ведь кризис 3 лет возрастная психология считает начальной точкой на пути становления личности.

Кризис 3 лет у ребенка надо просто переждать и пережить, как пережидают грозу или ураган. Используя нашу памятку по кризису 3 лет, вы поможете ребенку быстрее преодолеть этот сложный для него и окружающих период.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *