Государственная социальная помощь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная социальная помощь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.

Обязанности социального работника

Круг бытовых дел, которые может выполнять социальный работник, достаточно широк. Должностные обязанности социального работника в каждой конкретной ситуации зависят от насущной необходимости и степени самостоятельности подопечного. Перечислим основные обязанности:

  • Покупка продуктов или горячей еды в ближайших магазинах или на ближайших предприятиях питания.
  • Приготовление пищи. При необходимости – помощь в ее употреблении (если состояние здоровья подопечного этого требует).
  • Доставка воды в тех случаях, когда нет центрального водоснабжения или вода оттуда непригодна для питья, топка печей, покупка топлива.
  • Помощь в уборке квартиры. В случае необходимости – организация ремонта.
  • Забота об одежде: сдача в стирку, химчистку и ремонт.
  • Оплата жилья и коммунальных услуг.
  • Покупка и доставка книг, газет, журналов, помощь в отправке писем.
  • Помощь в организации посещения культурных мероприятий – кино, театров, выставок. В случае необходимости сопровождение на такие мероприятия.
  • Санитарно-медицинская и санитарно-гигиеническая помощь.
  • Помощь в получении образования и устройстве на работу.
  • Помощь в получении путевок в санатории, на лечение, оказание содействия в организации таких поездок.
  • Правовая поддержка (помощь в оформлении документов, получении услуг адвоката и т. д.).
  • Психологическая поддержка.

Если это необходимо, социальный работник может выполнять и другие обязанности:

  • Оказание экстренной доврачебной помощи.
  • Наблюдение за состоянием здоровья.
  • Выполнение некоторых медицинских процедур.
  • Кормление.

Понятие и цели государственной социальной помощи. Реализация права на ее получение

Под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, из числа указанных Федеральным законом, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальное пособие, предоставляемое в порядке государственной социальной помощи, определяется как безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Субсидия — это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

— поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

— адресного использования бюджетных средств;

— усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

— создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

— снижения уровня социального неравенства;

— повышения доходов населения.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

— инвалиды войны;

— участники Великой Отечественной войны;

— ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;

— военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

— лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

— лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

— члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

— инвалиды;

— дети-инвалиды.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно. Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи установлены статьей 10 Закона Российской Федерации «О государственной социальной помощи».

Читайте также:  Размер госпошлины за замену водительского удостоверения в 2023 году

Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения конкретной социальной услуги и отказ от получения социальной услуги.

Заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года. Гражданин может подать заявление об отказе от получения социальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или иным способом.

В последнем случае установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются:

— нотариусом или в порядке, установленном пунктом 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации;

— органом (организацией), с которым у Пенсионного фонда Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей. Типовая форма указанного соглашения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В случае если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке.

Органы, предоставляющие государственную социальную помощь

В соответствии с Федеральным Законом «О государственной социальной помощи», основными организациями которые предоставляют социальную помощь являются:

а) органы социальной поддержки населения и их управления;

б) многофункциональные центры;

в) Пенсионный фонд Российской Федерации;

г) организации здравоохранения;

д) Фонд обязательного медицинского страхования;

е) Фонд социального страхования;

ж) центр занятости населения;

з) центр психолого-педагогической помощи;

и) гостевой дом;

к) дом ночного пребывания;

л) геронтологический центр

м) иные организации и учреждения, которые могут предоставлять государственную социальную помощь.

Названный Федеральный закон устанавливает, что «контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения» [3, ст.6.8].

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Социальное страхование населения

Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого – выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным или смешанным. В отличие от государственного, коллективное страхование организуется профсоюзами. По времени возникновения оно является более древним, чем государственное.

В России обязательное социальное страхование является одним из инструментов по реализации социальных программ государства. Оно финансируется из внебюджетных фондов социального страхования и других источников. Социальное страхование предусматривает выплаты государственных пособий и пенсий.

Среди пособий наиболее часто используется пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для его выплат является выписка, получаемая в медицинском учреждении. Еще одним видом пособий является пособие по беременности и родам. Его размер приравнивается к размеру заработной платы. Также есть пособие по уходу за маленьким ребенком.

Среди других выплат можно выделить пособие по безработице, которое не пользуется популярностью у населения, вследствие чисто символического размера выплаты.

Cоциальная поддержка лиц, осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми гражданами

Лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, имеют право на получение ежемесячной компенсационной выплаты. С 01.07.2008 г. ее размер составляет 1200 руб.

Для назначения компенсационной выплаты необходимо представить:

а) заявление с указанием даты начала ухода и своего места жительства;

б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. Подлинность подписи нетрудоспособного гражданина может подтверждаться актом органа, осуществляющего выплату пенсии. Если уход осуществляется за ребенком-инвалидом или недееспособным лицом, то заявление подается его законным представителем. Ребенок-инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. От родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, такое заявление не требуется;

в) справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;

г) справка органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;

д) справка об инвалидности, либо выписка из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы;

е) медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом;

ж) заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе.

В случае если такие документы имеются в пенсионном деле нетрудоспособного гражданина, их представление не требуется.

Решение о назначении компенсационной выплаты принимается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. В случае отказа в назначении должны быть указаны причины отказа и порядок обжалования вынесенного решения.

Читайте также:  Вход свободный: безвизовые страны для россиян — гид на 2023 год

Компенсационная выплата назначается с месяца подачи заявления со всеми необходимыми документами в орган.

Выплаты прекращается в следующих случаях:

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили перечисленные обстоятельства.

Суммы назначенной компенсационной выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за 3 года. Суммы назначенной компенсационной выплаты, не выплаченные своевременно по вине органа, осуществляющего выплату пенсии, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Она оказывается тогда, когда следует поддержать социально незащищенные слои населения. Это бывает, как правило, во время войн, стихийных бедствий, катастроф и на сложных этапах экономического и социального развития. Как правило, такая социальная помощь гражданам осуществляется в виде товаров первой необходимости (медикаменты, одежда, обувь, медицинское оборудование). Для решения острейших проблем образования, здравоохранения, поддержки инвалидов и других слоев населения в период с октября 1997 до сентября 1998 года было направлено в 64 региона нашей страны более тридцати миллионов долларов. Основными поставщиками гуманитарной помощи выступили Германия и США (60%). В 1998 году около 26 тысяч тонн грузов поступило в 70 регионов России. Социальная помощь населению была оказана более чем тридцатью странами мира.

Организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации Ростовская область

Более подробно деятельность организаций социального обслуживания урегулирована в нормативно-правовых актах субъектов РФ. Например, согласно Ст. 17 закона Ростовской области от 03.09.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» организациями социального обслуживания субъекта Российской Федерации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм являются:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • комплексные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • комплексные социальные центры по оказанию помощи лицам без определенного места жительства;
  • центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • стационарные организации социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, пансионаты для престарелых и инвалидов, специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, дома инвалидов, детские дома-интернаты для умственно отсталых и глубоко умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, социально-реабилитационные отделения центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов);
  • дома ночного пребывания, центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;
  • центры социальной помощи семье и детям;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • социальные приюты;
  • реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • иные организации, предоставляющие социальные услуги.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально-экономичес­ких процессов в обществе является защита и поддержка инсти­тута семьи.

Основные принципы в деле организации социаль­ной помощи семье со стороны государственных, муниципаль­ных и общественных организаций можно выразить в сле­дующем:

— расширение возможностей семьи для решения жизненно-не­обходимых задач;

— установление связи семьи с другими коллективами, органи­зациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

— содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

— развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Общую функциональную схему можно представить как сис­тему взаимодействия семьи государственными, общественны­ми, конфессиональными и частными структурами.

Планы развития учреждений социального обслуживания се­мьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы соци­альной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики ре­гионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы со­циальных служб, обслуживающих семьи, должны знать по­требности населения в такого рода услугах.

В этих целях необ­ходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, от­ношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответ­ствующей службы и возможности обращения в нее любого жите­ля региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необхо­димо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и науч­но-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной си­туации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Та­кие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., так­же представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией кон­кретной территории, где отдельные учреждения и подразделе­ния службы выступают в качестве структур элементов, созда­ваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

— аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;

— планово-организационную: планирует и организует соци­альное обслуживание в социуме;

— управленческую: обеспечивает контакт с государственны­ми органами, от которых зависит решение проблем клиента, до­бивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;

— информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за­ щите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в раз­личных формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызван­ных социальными условиями или трудной жизненной ситуа­цией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого со­стояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неот­ложной психологической помощи и др.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направлен­ная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутрен­них резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и воз­можность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая по­мощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (ма­терей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи де­тям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических кон­сультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирую­щиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Субъекты органов опеки и попечительства

Перечень субъектов, которых относят к данной категории, определен в законе. По общему правилу, ими являются органы исполнительной власти. Вместе с тем законодатель предусматривает, что органами опеки и попечительства являются и органы местного самоуправления в случаях, когда они наделены такими полномочиями.

Таким образом, в зависимости от региона проживания структура ООП может меняться. Если брать министерство опеки и попечительства, то в данной роли выступает Министерство социального развития, опеки и попечительства определенной области.

Органы опеки могут иметь свои межрайонные управления. Такое ведомство, например, создано в Иркутской области.

Другие регионы могут создавать и иные организации. Так, в Самаре существует Департамент семьи, опеки и попечительства округа, известный как Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки.

Независимо от названия все учреждения решают одинаковые задачи. Как правило, функции выполняются на разных уровнях, но такие подразделения могут быть в каждом муниципальном районе либо во внутригородском образовании. К примеру, часто среди структуры учреждений социального обслуживания и защиты населения выделяют отдел опеки и попечительства.

Важные вопросы, касающиеся опеки и попечительства, иногда решает глава районной или городской администрации по месту жительства человека, над которым хотят установить опеку, или по месту жительства ответственного лица.

Пособие на погребение

Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела. Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.

Читайте также:  Гарантийный срок на обувь по закону о защите прав потребителей

Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.

В 2020 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.

Для выплаты пособия необходимо предъявить 4 документа: заявление на выплату пособия, справку о смерти, паспорт получателя пособия и документ, указывающий на отсутствие работы у умершего пенсионера.

В соответствии с законодательством о государственной социальной помощи специальным органом является ст. 7 Конституции Российской Федерации, в которой говориться, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека. Хотя Конституция прямо не регулирует правоотношения в области государственной социальной помощи, в ней закреплены основополагающие принципы, на которых основывается этот вид социальной помощи и социальное обеспечение в целом. Например, статья 39 гарантирует социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, государство оказывает государственную поддержку всем гражданам нашей страны в тех случаях, когда законом установлено его жизнеобеспечение. На основе принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и международных договорах, Россия принимает ряд других законодательных актов, регулирующих государственную социальную помощь.

В условиях особое место занимает федеральный закон от 17 июля 1999 года, № 178-ФЗ «О государственной системе социальной помощи». Этот закон устанавливает правовые и организационные основы государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноким гражданам.[1]

Закон о государственной социальной помощи определяет понятие государственной социальной помощи, ее источники, виды и размеры, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы. Этот важнейший федеральный закон также признает компетенцию Российской Федерации в вопросах социальной помощи. Согласно ст. 4 к лидерам Российской Федерации в области государственной социальной помощи относятся:

– Принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы правового регулирования в сфере государственной социальной помощи гражданам;

– Разработка и реализация федеральных государственных программ социальной помощи на всей территории Российской Федерации

– Обучение федерального бюджета части затрат на данный вид помощи;

– создание видов государственной социальной помощи, оказание которой обязательно на территории Российской Федерации.

14 статья Федерального закона «О государственной социальной помощи» данный законопроект вступил в силу с момента принятия Конституцией Российской Федерации размера прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».[2]

Следующим законодательным актом, регулирующим государственную социальную помощь, является Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[3]

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных доходов, и для применения других мер социальной защиты граждан нашей страны.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который регулирует следующие вопросы: Назначение прожиточного минимума, определение размера прожиточного минимума, порядок его создания, размер прожиточного минимума, периодичность его исчисления и порядок его создания и учет величины прожиточного минимума при оказании населению социальной помощи гражданам субъектов Российской Федерации.

Также необходим еще один важный документ Федерального закона от 5 апрель 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и исчисления среднего дохода семьи и доходов одиночки, проживающего гражданином, закрепить, чтобы мало признавать и государственную социальную помощь оказывать».

Этот закон определяет виды доходов, которые должны учитываться при определении среднего дохода, а также порядок исчисления среднего дохода для предоставления категориям граждан государственной социальной помощи, указанной в законе. Этот закон также определяет период, в течение которого должен учитываться доход, каким именно должен быть доход и как рассчитывается средний доход малоимущей семьи или одинокого и малоимущего лица в течение необходимого ликвидационного периода.

Издание данного закона дополняет федеральный закон Российской Федерации «О социальной помощи государству», поскольку предыдущий закон не устанавливает порядок расчета среднего дохода домохозяйства. Этот закон обеспечивает необходимую ясность как для органов социальной защиты населения и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.

В соответствии с регламентом необходимо реализовать федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ О корзине потребления в Российской Федерации.[4]

Настоящий Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину основных социально-демографических факторов групп населения (рабочая сила, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации не реже одного раза в пять лет определяется и в частности состав и объем (природные, показатели) устанавливается.

Оказание государственной социальной помощи также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

Примером региональной нормальности в этой области может служить Закон Самарской области «О социальной помощи в Самарской области» № 16-ГД от 06.05.2000 г.

Данный закон является системообразующим документом, все процессы и отношения в данной сфере необходимо регулировать: основные принципы адресной социальной помощи, категорию семей и граждан, для данного вида помощи, ее размер, источники финансирования, порядок назначения и контроль за использованием денежных средств квалифицированных специалистов.

Этот закон предусматривает оказание социальной помощи некачественным гражданам в экстремальных ситуациях. Комиссия будет отвечать за выделение 277 млн рублей из средств областного бюджета на эти цели. Исходя из этого, можно сказать, что на сегодняшний день законодательная система О государственной социальной помощи достаточно широка, что обусловлено характером законодательства в этой сфере.

В РФ общественное обеспечение состоит из многоуровневой системы, куда входят меры для достижения результата:

  • экономические;
  • правовые;
  • организационные;
  • медико-социальные;
  • педагогические;
  • психологические.

Все эти функции направлены защищать права и свободы граждан, гарантировать им хотя бы выживание в предоставленном уровне жизни. Соцзащитой предоставляется помощь нуждающимся людям, которые принадлежат к незащищенным слоям населения, это:

  • одинокие матери и старики;
  • с ограниченными возможностями;
  • граждане, которых сократили на работе или предприятие ликвидировалось, потерявшие официальную занятость и, не имеющие других доходов.

Причин много, когда человек остается без средств к существованию, но только в социальном государстве он защищен пособиями по безработице, на которое можно прожить.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *