Какой налоговый режим выбрать на 2023 год, чтобы сэкономить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой налоговый режим выбрать на 2023 год, чтобы сэкономить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Единый налоговый платёж (ЕНП) — это особый порядок перечисления платежей. Единым он называется потому, что все деньги следует перечислять по одним реквизитам. Теперь не нужно заполнять несколько платёжных поручений на разные налоги и взносы: большую их часть можно перевести общей суммой, заполнив всего одну платёжку.

ЕНП — это единый налоговый платеж. Это не новый режим, а новый порядок уплаты налогов с 2023 года для ИП и компаний, кроме самозанятых.

Как было. Раньше вы платили каждый налог отдельно. Например, взносы по УСН, страховые в пенсионный фонд и торговый сбор. Для этого заполняли несколько платежек со своими реквизитами и КБК.

Как стало. Теперь вы делаете это одним платежом, для чего перечисляете деньги на Единый налоговый счет (ЕНС), а оттуда налоговая списывает их на все необходимые взносы в бюджет.

Предприниматели направляют в ФНС уведомление, сколько денег списать со счета на те или иные цели, заполняют одну платежку с одинаковыми реквизитами.

Единый налоговый счет устроен как кошелек или вклад-копилка — у каждого он свой, только для обязательных платежей в бюджет. Деньги с ЕНС можно вернуть, если они числятся как переплата.

Переход на новую систему — автоматический, в обязательном порядке. Никаких заявлений писать не нужно.

VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.

Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.

Зачет возможен, в частности:

  1. в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  2. в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
  3. При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):

  4. о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
  5. о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.

Единый налоговый счет

С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:

  • для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;

  • для выполнения обязательств организации перед бюджетом.

На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:

  • положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);

  • отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;

  • нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).

Дата определения доходов и расходов

Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:

  1. Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
  2. Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.

По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:

  • прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
  • косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.

При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.

Что такое единый налоговый платёж

Предполагается, что единый платёж должен упростить бизнесу расчёты с бюджетом. Пока же компании не вполне разобрались с новым порядком, возникает много вопросов и сложностей. Со временем всё станет понятно и бизнес сможет адаптироваться к изменениям.

Единый платёж распространяется на:

  • почти все налоги и сборы, за исключением отдельных;
  • авансовые платежи по ним;
  • страховые взносы, кроме взносов за работников на травматизм;
  • пени, проценты и штрафы.

Единый налоговый платёж с 1 января 2023 года ввели для всех и повсеместно. У организаций и ИП нет права выбора. Если платёж входит в ЕНП, то есть должен перечисляться с единого налогового счёта, то плательщик обязан придерживаться такого порядка.

Но в ЕНП входят не все налоги.

По итогам 10 месяцев 2022 года консолидированные бюджеты1 77 регионов продемонстрировали положительную динамику доходов, при этом рост налоговых и неналоговых доходов наблюдался в 76 регионах. Высокая динамика налоговых и неналоговых доходов (+16,3% к соответствующему периоду 2021 года) способствовала увеличению агрегированного профицита консолидированных бюджетов регионов до 1,5 трлн рублей, что на 6,8% больше профицита, сложившегося по итогам 10 месяцев 2021-го.

Объем консолидированного долга2 регионов за 10 месяцев 2022-го вырос на 107,7 млрд рублей (+4,0%) относительно начала года преимущественно в результате предоставления регионам бюджетных инфраструктурных кредитов и составил 2,8 трлн рублей. При этом долговая нагрузка снизилась с 19,9% на начало года до 18,3% по причине опережающего роста налоговых и неналоговых доходов; повышение долговой нагрузки наблюдалось в 29 регионах.

Читайте также:  Стоимость патента для ИП в Москве в 2023 году

«Эксперт РА» ожидает, что по итогам 2022 года более половины регионов обеспечат исполнение бюджета с профицитом, размер общего агрегированного профицита составит не более 0,7% от ННД. Оставшаяся часть регионов для финансирования дефицита будет использовать остатки средств на счетах и привлекать коммерческие заимствования в конце года, в результате чего консолидированный долг вырастет до 2,9 трлн рублей, но долговая нагрузка сохранится на текущем уровне.

Расходы республиканского бюджета

Раздел «общегосударственная деятельность» составляет основу расходов республиканского бюджета на 2023 год – 17,89 млрд рублей.

При этом на межбюджетные трансферты будет потрачено 9,55 млрд рублей, на обслуживание госдолга республики – 4,08 млрд рублей, на государственные органы общего назначения – 1,05 млрд рублей.

В текущем году предусматриваются следующие расходы республиканского бюджета по отдельным сферам:

  • национальная экономика – 4,66 млрд рублей;
  • судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности – 4,07 млрд рублей;
  • национальная оборона – 2,77 млрд рублей;
  • социальная политика – 2,64 млрд рублей;
  • здравоохранение – 2,10 млрд рублей;
  • образование – 1,64 млрд рублей;
  • физическая культура, спорт, культура и СМИ – 624,30 млн рублей;
  • охрана окружающей среды – 138,33 млн рублей;
  • жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство – 6,71 млн рублей.

Если рассматривать расходы в разрезе ключевых сфер, то можно увидеть более приоритетные направления по количеству денежных вливаний.

К примеру, при финансировании белорусской экономики больше всего средств планируется направить на развитие промышленности, строительства и архитектуры (1,80 млрд рублей). Расходы на дорожное хозяйство составят 1,02 млрд рублей, на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность – 867,18 млн рублей.

За 2021 год в России было собрано 28,53 триллиона рублей налогов и сборов. По сравнению с 2020 годом номинальные поступления выросли на 35,8% (с 21 триллиона рублей). Из них в федеральный бюджет ушло 15,88 триллиона рублей, в консолидированные бюджеты субъектов — 12,65 триллиона рублей.

Самые крупные поступления обеспечил налог на добычу полезных ископаемых (7,24 триллиона рублей зачислены в федеральный бюджет, 98 миллиарлов рублей — в бюджеты регионов), налог на прибыль (6,08 триллиона рублей, из которых 4,53 триллиона рублей получили регионы, а 1,55 триллиона рублей — федеральная казна), НДС (5,79 триллиона рублей в федеральный бюджет), НДФЛ (4,79 триллиона рублей в региональные бюджеты плюс 90,7 миллиарда рублей в федеральный), налог на имущество (1,44 триллиона рублей в региональные бюджеты), налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (1 триллион рублей в федеральный бюджет), а также региональная часть акцизов (950 миллиарлов рублей).

На федеральной подкормке — Магадан, Чечня, Чукотка, Бурятия, Липецк и Тула

Помимо этого, есть в стране и обратная ситуация — шесть регионов получают в свой консолидированный бюджет вообще больше, чем перечисляют федеральных налогов. Лидер по этому показателю — Магаданская область. Она перечислила в бюджет 16,8 млрд рублей налогов, в то время как получила в свой консолидированный бюджет 20 млрд. Таким образом, получила она на 19% больше, чем перечислила.

На втором месте по этому показателю — Чечня. Она перечислила лишь 8,6 млрд рублей, а получила в консолидированный бюджет 9,6 млрд рублей — на 11% больше перечисленного. Еще один регион с похожей структурой бюджета — регион центральной части страны — Липецкая область. Перечислив 33 млрд рублей федеральных налогов, она получила в свой бюджет 34,3 млрд рублей — на 4% больше перечисленного. На четвертом месте регион, находящийся неподалеку от Магаданской области, – Чукотский автономный округ. Он перечислил федеральных налогов на 14,5 млрд рублей, а получил в бюджет на 1% больше — 14,7 млрд рублей. На тот же процент больше получила и республика Бурятия — 19,4 млрд рублей, при перечисленных 19,2 млрд рублей. Наконец, Тульская область перечислила федеральных налогов на 47,3 млрд рублей, а получила в свой бюджет 47,5 млрд рублей.

Читайте также:  Долевая собственность: особенности продажи

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Трансферты из Нацфонда — важная часть доходов госбюджета РК, и роль этой части сложно переоценить при нынешней бюджетной и экономической политике.

Национальный фонд (НФ) РК создан по образу норвежского суверенного фонда GPF — как фонд будущих поколений и поддержки важных расходов правительства в настоящем. Для этого в НФ РК предусмотрены сберегательная и стабилизационная функции. По действующей концепции управления НФ — чтобы сохранить средства для будущих поколений — предусмотрен неснижаемый остаток в размере 30% к ВВП.

НФ — это государственные финансовые активы, передаваемые в счет исполнения налоговых обязательств нефтяного сектора. В фонд идут поступления от всех налогов нефтяников — НДС, КПН, НДПИ, рентного налога на экспорт, роялти — а также доли правительства по соглашениям о разделе продукции. В НФ направляются деньги от продажи госактивов в республиканской собственности, относящихся к горнодобывающей или обрабатывающей промышленности, а также продажи земельных участков сельхозназначения.

Поскольку эти поступления инвестируются в другие финансовые активы, которые приносят инвестиционный доход, то и этот доход также является источником пополнения фонда.

За счет средств НФ правительство финансирует дефицит бюджета (гарантированный трансферт) и специальные проекты, определяемые президентом страны (целевой трансферт).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *