Административная ответственность руководителя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность руководителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главным преимуществом новой редакции КоАП РФ является то, что ее статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими. Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик. Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.

Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности

Предприниматель, не согласный с основанием привлечения к ответственности или назначенной мерой наказания, вправе обжаловать вынесенное должностным лицом или судом постановление (ст. 30.1 КоАП):

  1. Если акт был издан в связи с нарушением ИП трудового законодательства, то он обжалуется через вышестоящую инстанцию или в суде общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ, п. 1 ПП ВС РФ от 17.03.2004 № 2).
  2. Если правонарушение вытекает из предпринимательской деятельности, то обжалование решения о привлечении к ответственности происходит соответственно в вышестоящем административном органе или арбитражном суде (ч. 3 ст. 30.1 КоАП, ст. 207 АПК РФ).

Комментарии к ст. 2.4 КОАП РФ

1. Статья посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. В большинстве статей КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.

2. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушением, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.

Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.

3. В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. ст. 201, 285, 318 УК РФ (см. комментарий к ст. 19.28 КоАП РФ).

Прежде всего, данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Ныне перечень таких лиц дополнительно конкретизирован применительно к ряду статей Особенной части КоАП РФ. Речь идет об ответственности членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, за нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), за нарушение законодательства о биржах и биржевой торговле (ст. 14.24), за нарушения законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 — 15.22), а также за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, ч. 9 ст. 19.5 и рядом других статей КоАП РФ.

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ к числу должностных лиц отнесены также лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, котировочной комиссии или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ.

По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

4. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

5. Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.

6. Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания. В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако исходя из того что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.

Читайте также:  Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?

В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.

7. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ существенно расширен круг государственных и муниципальных учреждений (бюджетных учреждений), на которые распространяются порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, и оказание услуг, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (с изм. и доп.). В связи с этим служащие бюджетных учреждений, на которых возложены функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии бюджетного учреждения — заказчика, также приравниваются к должностным лицам и, следовательно, несут ответственность, предусмотренную ст. ст. 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса.

Первичным звеном в процедуре привлечения к админответственности является составление протокола об административном правонарушении.

Основанием для возбуждения административного производства является выявление должностным лицом ИФНС фактов нарушения налогового законодательства. По результатам проверки сотрудник ИФНС, усмотревший в деяниях конкретного лица состав административного правонарушения, составляет соответствующий протокол.

Право рассматривать подобные протоколы закон делегирует многим государственным органам. Так, в силу положений главы 23 КоАП РФ:

  • территориальные органы ФНС возбуждают и рассматривают административные деликты, предусмотренные ст.ст. 14.5. 14.13, 15.1, 15.27, 19.7.6 КоАП РФ, относящиеся к категории правоотношений, напрямую связанных с полномочиями ФНС;
  • судьи рассматривают административные протоколы, составленные ИФНС и связанные с нарушением налогового законодательства по ст.ст.15.4–15.8, 15.11, 15.15.6 .

Поскольку любой вид ответственности персонифицирован, то при нарушениях, допущенных юридическим лицом в сфере налогового законодательства, административное наказание накладывается на должностных лиц предприятия, организации или субъекта предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель – это юридическое лицо?

Юридическим лицом очень часто называют любого предпринимателя. Ну логично же – раз работает на себя, раз платит налоги за предпринимательскую деятельность, значит — уже не физическое лицо, как и все остальные смертные. На самом деле это не так.

К юридическим лицам относятся, например, фирмы с формой деятельности «ООО». То есть общество с ограниченной ответственностью. А вот индивидуальные предприниматели (те самые ИП) – это уже физические лица.

Кому это нужно знать и зачем?

В общем-то всем. Правовая грамотность в наше время – совсем нелишняя штука. Но в первую очередь, конечно, тем, кто хочет открыть свой бизнес. Потому что различия у физических и юридических лиц глобальны. Давайте немного углубимся в тему и посмотрим, в чём они заключаются.

Итак, ещё раз тезисно.

ИП (индивидуальный предприниматель), которого называют в народе частным предпринимателем с точки зрения закона – это предприниматель без образования юридического лица. То есть это просто физическое лицо, но с правом заниматься определённой предпринимательской деятельностью. Мы написали определённой, потому что некоторые виды деятельности доступны только юридическим лицам.

То есть ИП может стать каждый. Главное, чтобы соблюдались законы и платились налоги (опять же, в зависимости от ситуации).

Иван Иванович решил покупать оптом картошку, и продавать её в розницу на местном рынке. Естественно дороже, чем покупает. Чтобы иметь прибыль и жить с улыбкой на лице. Как ему это сделать? Зарегистрироваться в налоговой в качестве индивидуального предпринимателя. Что это даст? Это даст право продавать картошку (заниматься коммерцией). Станет ли он от этого предпринимателем? Да. Станет ли юридическим лицом? Нет. Он останется физическим лицом, как и его сосед Виктор, который работает грузчиком. Но Виктор не имеет права продавать картошку на рынке, а Иван Иванович – имеет. Правда за это право и за проданную картошку, он заплатит государству налог.

Кто такие физические лица?

Возникает вопрос. Если предприниматель остаётся физическим лицом, что это значит для него с точки зрения закона? Ведь он всё же отличается от физического лица, которое право на предпринимательскую деятельность не имеет.

Физическое лицо с точки зрения закона – это человек с правами и обязанностями.

  • Он идентифицируется государственной системой по ФИО.
  • Он не обязан проходить какую-либо регистрацию, кроме как регистрацию при получении свидетельства о рождении и паспорта.

Общее для ИП и физлица без права на предпринимательскую деятельность:

  • Прибыль ИП и финансы физлица полностью в их распоряжении.
  • Как ИП, так и обычное физлицо не обязаны открывать расчётные счета и вести бухучёт.
  • ИП и физлица не обязаны иметь печать.
  • Оба отвечают перед законом за содеянные нарушения сами.
  • Адрес регистрации физлица является адресом регистрации бизнеса у физлица с правом предпринимательской деятельности (ИП).

Гражданская (имущественная) ответственность

Формально положение у индивидуального предпринимателя потяжелее, по крайней мере так утверждает Гражданский кодекс. Поскольку ИП — это всё таки статус физического лица, то и риски он несёт как физическое лицо, а значит отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (абз. 1 статьи 24 ГК РФ). Участник ООО по обязательствам юридического лица не отвечает и несёт риск убытков в пределах своей доли (абз. 2 части 1 статьи 87 ГК РФ).

Однако, если рассматривать вопрос в разрезе процедуры банкротства, то ситуация кардинально меняется.

Во-первых, летом 2017 года существенно поправили Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в силу чего попасть под «субсидиарку» теперь проще, чем кажется. При выполнении ряда условий между учредителем и ИП в вопросе имущественной ответственности можно поставит знак равенства (ведь учредитель будет отвечать как физическое лицо, то есть всем своим имуществом).

Во-вторых, уже два года возможно банкротство физических лиц, которое позволяет гражданам, имеющим непосильные долги, проститься с ними и попытаться начать жизнь с «чистого листа». Кажется, что это отличный вариант даже на случай привлечения такого физического лица к субсидиарной ответственности по долгам его организации. Однако это не так. Норма, закреплённая в пункте 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, именуемая «Завершение расчётов с кредиторами и освобождение гражданина от обязательств», не только освобождает должника от дальнейшей ответственности, но и устанавливает те случаи (требования), на которые не распространяет своё действие. К таким случаям относятся требования кредиторов, вытекающие из привлечения лица к субсидиарной ответственности (абз 2 пункта 6 статьи 213.38 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Соответственно, долги, полученные вследствие привлечения к ней, останутся за должником даже после его персонального банкротства.1

В ситуации с ИП: гражданина, имеющего такой статус, нельзя привлечь к субсидиарной ответственности по своим собственным долгам, потому что ИП — это не отдельное лицо, это статус конкретного человека. ИП и гражданин — это один и тот же субъект. Иными словам, нельзя отвечать за себя субсидиарно.2 Следовательно, за бизнес-неудачи своей организации собственник бизнеса может отвечать всю жизнь. А если он вел коммерческую деятельность в качестве ИП, то в ходе личного банкротства есть шанс от бизнес-долгов освободиться.

Конечно, перспектива стать «банкротом» ничего хорошего индивидуальному предпринимателю не сулит. Его статус прекращается, и зарегистрироваться вновь он сможет лишь через 5 лет. Более того, в течение указанного срока он не имеет права участвовать в управлении юридическим лицом, то есть быть его руководителем или участником. Однако, спустя 5 лет, все «вернется на круги своя».

На основании вышеизложенного можно говорить о том, что ИП имеет двойственную характеристику, поскольку обладает некоторыми признаками как юрлица, так и физлица. Соответственно, и его правовой статус — двойственный. Во-первых, ИП — это человек, а во-вторых, ИП — это субъект хозяйствования. Эта двоякость также указана и в п. 3 ст. 23 ГК РФ, поскольку его предпринимательская деятельность координируется нормами законодательства, которые также применяются и к юрлицам.

Читайте также:  Все, что куплено на маткапитал, при разводе не делится

Однако, у статуса ИП имеются некоторые особенности:

  • он имеет право вести предпринимательскую деятельность;
  • у него как физлица есть ответственность по всем долгам ИП имуществом, включая и не используемое при ведении бизнеса;
  • у него как ИП есть обязанность вести учёт, сдавать отчётность, платить налоги и страхвзносы.

Разграничение статусов ИП и физлица происходит в конкретных случаях:

Разграничение между ИП и физлицом Ситуация
Производится Человек в статусе ИП осуществил правонарушение. Требуется понять, в качестве кого был человек в момент совершения правонарушения — физлица или ИП. В зависимости от этого разбирательство будет производиться в арбитражном суде или суде общей юрисдикции.
Не производится Действия человека в статусе ИП не касаются третьих лиц. Например, это покупка ТМЦ и применение их как в бизнесе, так и в личных целях.

Наём сотрудников для ИП

Статус работодателя является одним из достоинств ИП. По законодательству, нанимать сотрудников могут и физлица без статуса индивидуального предпринимателя.

В ТК РФ, а конкретно в главе 48 указано, что физическое лицо может заключить трудовой договор с другим физлицом и зарегистрировать его в администрации своего города. Однако указать что-то в трудовой книжке работника физическому лицу будет нельзя.

Когда физическое лицо имеет статус ИП, то в трудовых отношениях закон его приравнивает к юридическому лицу. Поэтому процедура трудоустрова у индивидуального предпринимателя такая же, как в компаниях, и что важно — он может вносить запись в трудовую книжку.

Когда работник и ИП заключили трудовой договор, предприниматель обязан соблюдать все те же правила, что и юридические лица:

  1. выплачивать заработную плату минимум два раза в месяц;
  2. платить страховые взносы;
  3. удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет;
  4. подавать отчётность по сотрудникам в ФНС;
  5. обеспечивать приемлемые и безопасные условия труда.

ИП это должностное лицо

Если дознаватель или следователь не усмотрел в совершенном деянии признаков преступления и отказал в возбуждении уголовного дела (на это рассмотрение/решение им дается 3 дня в соответствии со ст. 144 УПК РФ), то отсчет срока для привлечения к административной ответственности начнется со дня совершения правонарушения (ч. 4 ст. 4.5 КоАП).

Понятие «должностное лицо» подразумевает совокупность неких определённых признаков, соответствующих гражданину или представителю организации. Должностное лицо – российский гражданин, занимающий некую должность на постоянной или временной основе в госорганах, органах самоуправления и муниципалитета, вооружённых силах, воинских формированиях. Чтобы считаться должностным лицом, гражданин должен действовать в служебных целях согласно должностной инструкции, иметь полномочия на выполнение неких действий. В процессе трудовой и служебной деятельности должностное лицо выполняет властные полномочия, занимается организационными вопросами, выполняя указания не только государственных органов, но и общества. Также им должна обеспечиваться свобода права и защищаться интересы граждан и организаций. В литературе встречается мнение, что должностным лицом признаётся только тот гражданина, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с людьми, а не имуществом. Таким образом, чёткого разъяснения относительно понятия должностного лица не существует.

Ответственность ип перед фмс

Все знают, что ИП, это не юридическое лицо.

На ИП-работодателя распространяются требования Трудового кодекса РФ и других актов. В-третьих, к налоговой — за несвоевременно сданную отчетность, уплату налогов или других обязательных платежей (см., например, ст. 122 Налогового кодекса РФ). В-четвертых, к административной.

Иными словами, это Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью.

ГК РФ Часть 1 Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина … ……… 3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность Юридических Лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

В Кодексе об административных правонарушениях субъекты административной ответственности (Юридические лица, Индивидуальные предприниматели, Должностные лица и Физические лица) имеют различную степень ответственности за правонарушения, что выражается в размерах штрафов. Самые низкие штрафы налагаются на Физических лиц, далее идут Должностные лица, Индивидуальные предприниматели, и, наконец, самые большие штрафы должны платить Юридические лица.

Административная ответственность предпринимателей

Даже отделы по работе с корпоративными клиентами так и называются — отделами по обслуживанию юридических лиц. Хотя работают они и с организациями, и с индивидуальными предпринимателями.

Отдельные виды ответственности российский предприниматель несет не только как гражданин, но и как лицо, обладающее соответствующим статусом.

Деятельность, под которой подразумевается получение прибыли, является предпринимательской. Выдача займов физическим лицам под проценты – как раз и является той самой предпринимательской деятельностью, так направлена на извлечение дохода путем оказания услуг населению. Федеральный закон №209-ФЗ регламентирует предпринимательскую деятельность, где указаны вышеперечисленные утверждения.

ИП является должностным лицом по умолчанию согласно ст. 2.4 КоАП. Индивидуальный предприниматель. Используется только в некоторых статьях, например в ст. 14.46.2 КоАП. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Канцелярией заниматься нравиться(по душе) к нам ходят много детей и их родителей многие говорят спасибо за то что мы здесь есть.Живу в соседнем от м-на доме 35 лет.

Понятие «должностное лицо» подразумевает совокупность неких определённых признаков, соответствующих гражданину или представителю организации. Должностное лицо – российский гражданин, занимающий некую должность на постоянной или временной основе в госорганах, органах самоуправления и муниципалитета, вооружённых силах, воинских формированиях. Я обращаюсь к Индивидуальным Предпринимателям, которые попали в сложно положение из-за ФМС. Обращайтесь ко мне. Я возьму Ваше дело. Проведу его по всем судебным инстанциям. И может быть, именно Ваше Дело, станет тем последним «камушком» который и перевесит Весы Фемиды в пользу Индивидуальных Предпринимателей России. И восстановит правовую справедливость.

Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Ип это должностное или юридическое лицо по коап

Перед тем, как решить, что такое ИП, узнаем, кто является физическим и юридическим лицом. Интересно, что Гражданский кодекс РФ дает чёткое понятие юридического лица – это организация, которая имеет обособленное имущество, гражданские права и обязанности, выступает в суде от своего имени.

Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:

  • российские Вооруженные Силы;
  • инстанции местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные организации.

В процессе трудовой и служебной деятельности должностное лицо выполняет властные полномочия, занимается организационными вопросами, выполняя указания не только государственных органов, но и общества. Также им должна обеспечиваться свобода права и защищаться интересы граждан и организаций.

Поэтому при неоформлении работника, непроведении с ним инструктажа, неотчислении за него страховых взносов, невыплате заработной платы и других подобных правонарушениях предприниматель привлекается к административной ответственности по ст. 5.27–5.34 КоАП.

Наказания для юридических лиц, их должностных лиц, ИП в связи с введенным режимом повышенной готовности

*Обновлен от 08.04.2020 г.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 4 апреля 2020 года определен порядок привлечения к ответственности за нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы.

Согласно изменениям КоАП города Москвы со 2 апреля 2020 года дополнен[1] новой статьей 3.18.1, которой введена административная ответственность за неисполнение требований о временной приостановке

  • проведения мероприятий с очным присутствием граждан,
  • работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий).
Читайте также:  Признание семьи или гражданина малоимущими в Казани в 2023

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа (для юридических лиц от 200 000 до 500 000 рублей при повторности).

Привлекать к административной ответственности по ч. 1 и 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы вправе уполномоченные должностные лица

  • Объединения административно-технических инспекций города Москвы, а в отношении граждан по ч. 2 и 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы – также и его инспекторы,
  • Главного контрольного управления города Москвы,

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами этих же органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также дополнительно должностными лицами полиции и полиции на транспорте (п. 1.1. ч. 3 ст. 16.5 КоАП города Москвы).

Но введенная для организаций и индивидуальных предпринимателей ст. 3.18.1 КоАП РФ ответственность не действует.

С 1 апреля 2020 года КоАП РФ дополнен[2] новой статьей 20.6.1, а статья 6.3. КоАП РФ дополнена частями 2 и 3. Алерт по нововедениям.

При конфликте ст. 20.6.1 и 6.3. КоАП РФ приоритет имеет статья 6.3. КоАП РФ. Статья 3.18.1 КоАП города Москвы применяется, только если нарушение не влечет административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.

4 апреля 2020 года Мэр Москвы издал Указ № 40-УМ «Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве».

Из него следует, что за нарушения организациями и индивидуальными предпринимателями Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (со всеми изменениями), который определяет правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Москвы[3], применяется статья 20.6.1 КоАП РФ. Она предусматривает наименее строгое минимальное наказание для нарушителей.

Это может стать ориентиром и для других субъектов РФ (до настоящего времени Председатель Правительства РФ рекомендовал учитывать опыт Москвы по реализации ограничительных мер для недопущения распространения коронавирусной инфекции).

Привлекать к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ могут только судьи районных судов. Составлять протоколы – должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Мэр Москвы Указом № 40-УМ утвердил, что протоколы по ст. 20.6.1 КоАП РФ в Москве могут составлять должностные лица следующих органов и следующим образом распределил между ними ответственность:

  • Объединения административно-технических инспекций города Москвы.

Зона ответственности: нарушение запрета проведения спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, мероприятий вне зданий, строений, сооружений (помещений в них) с очным присутствием граждан, оказание услуг в местах массового посещения граждан, в рамках которых не осуществляется торговая деятельность, нарушение требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей.

  • Департамента торговли и услуг города Москвы, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы.

Зона ответственности: нарушение запрета мероприятий с очным присутствием граждан, в рамках которых осуществляется торговая деятельность, запрета на посещение зданий, строений, сооружений (помещений в них), развлекательных и досуговых заведений, букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема ставок, запрета на работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания (кроме обслуживания на вынос, доставки заказов, работы предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций), работу объектов розничной торговли (кроме установленных исключений, например аптек и аптечных пунктов), нарушения требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых осуществляется торговая деятельность.

  • Департамента образования и науки города Москвы.

Зона ответственности: нарушение запрета посещения образовательных организаций, предоставляющих общее, дополнительное образование, профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (за исключением сферы физической культуры и спорта, а также культуры и искусства), за исключением созданных дежурных групп.

  • Московской административной дорожной инспекции.

Зона ответственности: работодатели, осуществляющие деятельность в сфере оказания транспортных услуг и нарушение ими требований режима повышенной готовности при организации труда, включая измерение температуры тела работникам на рабочих местах (в том числе выборочно водителям такси).

  • Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

Физическое лицо (ИП)

Юридическое лицо (ООО)

Упрощенный порядок регистрации, минимальная госпошлина

Для регистрации необходимо множество документов, более высокая госпошлина

Отвечает перед Законом своим личным имуществом

Рискует только долей в уставном капитале

Нет необходимости вести бухгалтерский учет и открывать расчетный счет

Постоянный документальный контроль движения денежных средств, обязательное открытие расчетного банковского счета

Распоряжается прибылью по своему усмотрению

Руководитель не имеет права забирать полученную выручку

Не может заниматься любыми видами деятельности

Нет ограничений в видах деятельности

Платит взносы в ПФР, даже если нет прибыли

Есть возможность не платить взносы в ПФР при отсутствии доходов

Нельзя продать бизнес

Нет запретов на продажу бизнеса

Более низкие штрафные санкции

Высокие штрафы в случае обнаружения нарушений по НК РФ

Нельзя привлекать инвесторов

Возможность привлечения инвесторов

Таким образом, у каждой из организационно-правовых форм есть свои плюсы и минусы, и любой действующий индивидуальный предприниматель может зарегистрировать ООО, обратившись в УФНС с документами, но платить налоги и взносы придется за все формы деятельности.

Пример: гражданин, являясь учредителем ООО, занимающейся изготовлением строительных материалов, решает продавать одежду через Интернет-магазин. Для этого он имеет право отдельно открыть ИП, но платить налоги в УФНС, взносы в ПФР и ООМС он обязан за обе организации.

В данном случае, задаваясь вопросом – ИП – это юр. лицо или же обычное физ. лицо? – нужно исходить именно из формы бизнеса, который ведет гражданин. При разрешении судебных споров, заполнении документов, подачи отчетностей от ООО он будет являться юридическим, а от ИП – физическим лицом.

Адвокат Анисимов Представительство и защита в суде

Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 г. №492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» к индивидуальным предпринимателям, перечисленным в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ, а также к их работникам, осуществляющим функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются квалификационные требования, установленные подпунктом 6 пункта 1 указанного постановления.

Статус индивидуального предпринимателя

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского права:

  • Правоспособностью (способностью иметь гражданские права и нести обязанности);

  • Дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права). Осуществлять предпринимательскую деятельность могут только дееспособные граждане, то есть те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть, пользоваться и распоряжаться им. По общему правилу гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступления совершеннолетия (по достижении 18 летнего возраста);

  • Иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно).

Статус индивидуального предпринимателя приобретается в результате государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *