ходатайство об уменьшении государственной пошлины

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ходатайство об уменьшении государственной пошлины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Заявление суд рассматривает без проведения судебного заседания. Одновременно решает вопрос о принятии искового заявления к производству суда и возбуждении гражданского дела. Поэтому заявление истец прилагает к иску.

Образец ходатайства об уменьшении размера госпошлины

В Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга

Истец:

Ответчик:

Ходатайство

о снижении размера госпошлины в суд

Истцом подано исковое заявление с требованиями о о взыскании долга по договору займа.

В соответствии со ст. 333.20 НК РФ: «суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса».

Особенности уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел арбитражными судами

Госпошлина — это обязательный платеж, установленный законом, обязательный на всей территории государства и для всех субъектов, на которых законом возложена уплата государственной пошлины. Она взимается за совершение юридически значимых действий. Отправление правосудия путем рассмотрения и разрешения дел, как и другая государственная деятельность (нотариат, загс, лицензирование и т.д.), требует значительных бюджетных затрат. Таким образом, государственная пошлина не только присуща судебной системе, но и необходима как вид денежного сбора.

Государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказываемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лицам от имени государства.

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с вышеуказанных лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица при обращении их за совершением юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, при выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Различают государственную пошлину простую и пропорциональную. Простая взимается в твердой сумме, пропорциональная в процентном соотношении к соответствующей сумме.

Государственная пошлина взимается:

  • с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
  • за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
  • за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
  • за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, установленных законодательством.

Нововведения при уплате госпошлины

Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.

Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.

2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.

В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.

Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

Читайте также:  Как согласовать перепланировку: пошаговая инструкция

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с

неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.

В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.

После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.

Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:

В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов — постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.

Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.

3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.

“Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)”

Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

2) цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом – в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;

если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество – в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;

4) при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 настоящего Кодекса;

5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;

6) в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;

7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается;

8) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;

9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса;

10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;

11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;

Читайте также:  ФНС разъяснила, как пенсионерам использовать льготы по налогу на недвижимость

12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;

13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;

14) утратил силу. – Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ.

2. Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.36 настоящего Кодекса.

Изменение иска в гражданском процессе

Законом предусмотрена возможность изменения иска после возбуждения гражданского дела в суде. Не всегда получается верно составить иск сразу, зачастую некоторые обстоятельства становятся известны после подачи искового заявления, уже в процессе разрешения спора в суде. Иногда истец понимает, что неправильно заявил исковые требования, и они не смогут полностью обеспечить восстановление его нарушенных прав.

Важно

В некоторых случаях позиция истца может измениться исходя из возражений ответчика. Истец имеет право на изменение иска, а конкретнее его предмета или оснований, может увеличить или уменьшить размер исковых требований, полностью или частично от них отказаться либо заключить с ответчиком мировое соглашение по делу. Рассмотрим подробнее, когда необходимо изменять свои требования, какие последствия влечет изменение иска.

Изменение элементов иска в гражданском процессе

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии гражданского процесса, от производства в суде первой инстанции до исполнительного производства. Мировое соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый сторонами спора на взаимосогласованных ими условиях и подлежащий обязательному утверждению судом. В соответствии со ст. 39 ГПК мировое соглашение подлежит контролю со стороны суда, который должен проверить, не противоречит ли оно закону или не нарушает ли оно права и законные интересы других лиц.
В том случае суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу. До принятия определения об утверждении мирового соглашения суд должен разъяснить сторонам его последствия, которые сводятся к следующему. Мировое соглашение прекращает производство по делу, в связи с чем вторичное обращение в суд будет недопустимым.

Как пользоваться калькулятором

Госпошлина при обращении в суд определяется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ее размер зависит от целого ряда обстоятельств:

  • Суда, который будет рассматривать дело. Госпошлина в мировой, федеральный (районный) или арбитражный суд отличается по размерам;
  • Цены иска, то есть взыскиваемой суммы или другого требования, адресованного суду;
  • Вида обращения в суд – иск, административный иск, заявление о выдаче судебного приказа, апелляционная или кассационная жалоба и т.п.

В каждом из этих случаев удобнее использовать специально подготовленный отдельный калькулятор. Для того, чтобы им воспользоваться, необходимо:

  • Выбрать нужный калькулятор государственной пошлины;
  • Ввести данные о цене иска — сумме, которую планируется взыскать в суде;
  • Для неимущественных исков закон устанавливает фиксированную госпошлину. Поэтому для случаев, когда исковые требования невозможно оценить, ниже приводится справочная информация о размерах госпошлин.

Когда и куда можно обратиться за снижением размера удержаний

Исполнение вынесенных судебных решений о взыскании средств производится службой судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на доходы должника — гражданина (заработную плату), если:

  • у должника отсутствует имущество, погасить сумму долга сразу же невозможно.
  • с должника взыскиваются периодические платежи (алименты и т.п.);
  • сумма взыскания не превышает 10 тысяч рублей (ст. 98 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Максимальный размер удержаний не должен превышать 50% (после удержания налогов). То есть, у должника должна оставаться половина зарабатываемых им средств. В отдельных случаях размер удержания может быть увеличен до 70% от дохода должника (ст. 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»):

  • взыскание алиментов на несовершеннолетних детей,
  • возмещение вреда, причиненного здоровью,
  • возмещение вреда в связи со смертью кормильца
  • возмещение вреда, причиненного преступлением.

Пример ходатайства об уменьшении размера исковых требований

В Красногорский районный суд Алтайского края

адрес: 659500, с. Красногорское,

ул. Попова, д. 14

Ответчик: ООО «Частная охранная организация «Оберег»,

адрес: 659500, с. Красногорское,

ул. Ленина, д. 82,

ОГРН 68522666663546

в рамках дела № 2-44/22

В производстве Красногорского районного суда Алтайского края находится гражданское дело по иску к ЧОО «Оберег» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда и денежной компенсации в порядке ст. 236 ТК РФ.

Цена иска составила 25 213 руб. 48 коп. (основная задолженность и компенсация), сумма запрашиваемой компенсации морального вреда 15 000 руб.

После подачи иска ответчиком перечислена на мой расчетный счет денежная сумма в размере 20 000 руб.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 39 ГПК РФ,

Прошу:

  1. Принять уменьшение размера исковых требований по исковому заявлению о взыскании с ОО ЧОО «Оберег» в пользу Колосовой Ольги Александровны денежные средства в размере 5 213 руб. 48 коп., в том числе заработную плату в размере 5 000 руб, денежную компенсацию за задержку выплат в размере 213 руб. 48 коп., а также компенсацию морального вреда до 10 000 руб.

Приложение:

  1. Копия выписки с банковского счета о зачислении денежных средств в размере 20 000 руб.
  2. Расчет цены иска
  3. Уведомление об отправке заявления ответчику

Колосова О.А. 24.11.2022 г.

Комментарии к законодательству

Полное описание

Арбитражное и гражданское процессуальное законодательство содержит немалое количество диспозитивных норм, сущность которых заключается в том, что они непосредственно не предопределяют поведение субъектов процесса и позволяют им действовать по собственному усмотрению. Например, в соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Аналогичная норма содержится и в АПК РФ (статья 49).

При прочтении указанных положений закона не может не возникнуть мысль о сходстве правовой природы уменьшения исковых требований и отказа от иска, а в особенности – частичного отказа. Так ли это в действительности?

Представим ситуацию: истец обращается в суд с требованием взыскания 500 000 рублей, а затем в ходе судебного разбирательства уменьшает сумму исковых требований до 300 000 рублей.

Возникает вопрос: можно ли впоследствии вновь обратиться в суд с требованием о взыскании тех самых 200 000 рублей, на которые были уменьшены первоначальные требования? Ни ГПК РФ, ни АПК РФ не дают прямого ответа на поставленный вопрос.

Читайте также:  Таблица штрафов за превышение скорости в 2023 году

Единственным источником информации, в котором может содержаться ответ на этот вопрос, является действующая судебная практика. Но даже в ней не наблюдается единого подхода касаемо различия последствий уменьшения исковых требований и частичного отказа от иска.

Так, Второй арбитражный апелляционный суд, обобщив судебную практику по вопросам применения отдельных положений статьи 49 АПК РФ, пришел к выводу о существовании двух подходов к решению вопроса о праве арбитражного суда в случае, если истец заявил об уменьшении исковых требований, принять не уменьшение исковых требований, а частичный отказ от иска.

  1. Праву истца на уменьшение исковых требований корреспондирует обязанность арбитражного суда рассмотреть по существу уточненные, а не первоначально заявленные требования, в то время как праву истца на частичный отказ от иска – обязанность прекратить производство по делу в соответствующей части, а также рассмотреть по существу требования, отказ от которых не заявлен. Как отмечает суд, указанные процессуальные решения влекут для истца различные правовые последствия, связанные, в частности, с возможностью последующего получения истцом судебной защиты в отношении нерассмотренных судом требований. Например, если судом рассмотрено уточенное требование, то первоначальное требование в нерассмотренной части может быть вновь предъявлено истцом в суд. Между тем, в случае, когда судом принят частичный отказ от иска, требования, в отношении которых судом прекращено производство по делу, не могут являться предметом рассмотрения в другом деле. В связи с этим при реализации истцом права на уменьшение исковых требований арбитражный суд не вправе принимать частичный отказ от иска и прекращать производство по делу.
  2. Наряду с правом на уменьшение исковых требований истцу принадлежит право отказаться от части иска. При этом в случае, когда арбитражный суд установит возможность принятия отказа от части иска, производство по делу в соответствующей части подлежит прекращению. Уменьшение исковых требований, по сути, можно расценивать как фактический отказ от части иска. Поэтому уменьшение исковых требований, равно как и частичный отказ от иска, должны оформляться принятием частичного отказа от иска и прекращением производства по делу в части.

Для определения того, какой же из подходов является правильным, необходимо произвести обширный анализ судебной практики с участием, в частности, высших судов России.

Например, Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 27 июня 2012 г. № ВАС 8025/12 подчеркнул, что уточнение исковых требований в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ не порождает последствий, предусмотренных законом в связи с отказом истца от иска.

Указанный вывод поддерживается также и большинством нижестоящих арбитражных судов.

  1. ФАС Поволжского округа в постановлении от 20.09.2010 г. по делу № А06 225/2010 отметил, что уменьшение суммы иска истцом не влечет прекращения производства по делу, поскольку данное процессуальное действие не является отказом от иска. В связи с этим прекращение производства по делу в части требований возможно при наличии отказа истца от иска.

Ходатайство об уменьшении госпошлины в суд общей юрисдикции

Из анализа вышеуказанных норм следует, что лицо, заинтересованное в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, обязано документально подтвердить, что имущественное положение не позволяет произвести уплату государственной пошлины в размере, установленном действующим законодательством.

Порядок предоставления отсрочки или рассрочки государственной пошлины, уменьшения ее размера разъяснен в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 г. № 6, согласно которому в ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере.

Примерный расчет размер госпошлины на практике

Проще всего будет понять, как определяется госпошлина при уменьшении алиментов, рассмотрев конкретный случай из деятельности суда по решению подобных вопросов.

В этом году в районный суд поступил иск от алиментоплательщика Демидова А.Г. с требованием снизить размеров алиментов на десять процентных пунктов от суммы заработка. К общему пакету документов прилагался, в том числе, и чек о внесении госпошлины на сумму 0,3 тыс. руб. Он произвел фиксированный платеж, так как пришел к выводу, что его заявление не может быть оценено в денежном выражении.

Такое положение дел не удовлетворило судью, и иск был оставлен без рассмотрения. Было выставлено требование доплатить недостающую часть государственной пошлины, отталкиваясь от суммы исковых требований.

Основания для подачи заявления

Правовым основанием для снижения суммы взыскания является 39 статья ГПК РФ и 49 АПК РФ. Такую возможность истец реализовывает в любой момент после подачи иска, но до рассмотрения дела по существу. Процессуально не имеет значения, подано ли заявление об уменьшении исковых требований непосредственно в заседании либо направлено заблаговременно, через канцелярию суда, образец заявления в обоих случаях меняться не будет. Фактические основания для уточнения объема взыскания:

  • ответчик добровольно исполнил часть обязательств;
  • обнаружена арифметическая ошибка в расчетах;
  • стали известны новые обстоятельства, имеющие значение для дела;
  • судебная экспертиза определила сумму ущерба в меньшем объеме.

Лица, освобождённые от уплаты сбора

Порядок уплаты госпошлины и её размер закреплён в положениях действующего НК РФ. Этот же нормативный акт содержит в себе перечень лиц, которые освобождаются от необходимости его уплаты при подаче иска в суд (ст. ст. 333.35, 333.36 НК РФ).
Условно их можно разделить на три большие группы.

К первой относятся лица в соответствии с имеющимся статусом, который должен быть подтверждён наличием соответствующего удостоверения. Эта категория граждан освобождается от уплаты пошлин в абсолютно любом суде по любым делам. Так, от необходимости уплаты освобождены инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, Герои России, Герои СССР, орденоносцы, военнослужащие, реабилитированные лица, пребывавшие в заключении в концлагерях, беженцы.

Следующая группа лиц — в зависимости от целей судебного разбирательства. В этом случае не требуется никакого дополнительного представления бумаг. В зависимости от цели иска платить сбор не нужно если:

  • взыскиваются алименты;
  • защищаются права инвалида;
  • решается вопрос о компенсации ущерба, причинённого в результате совершённого преступления;
  • решается вопрос о компенсации за нанесённый вред здоровью, в том числе и по потере кормильца;
  • решается вопрос по отсутствию в выплате заработной платы;
  • рассматривается вопрос об отсутствии решения (действий) со стороны судебного органа;
  • рассматривается административно дело;
  • рассматривается частная жалоба;
  • решается вопрос об усыновлении (удочерении);
  • рассматривается вопрос, касающийся защиты прав детей.

Ходатайствовать об освобождении потребителя от уплаты госпошлины могут и малоимущие граждане. Суд, в зависимости от проблем, имеющихся у истца в материальном плане, может:

  • предложить рассрочку по оплате;
  • снизить размер платежа;
  • предложить разбить платёж на несколько сумм.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *